Кассовый аппарат: необходимость, регистрация, применение

О необходимости применения контрольно-кассовой техники (ККТ) при осуществлении наличных расчетов знает, наверное, каждый. Все мы являемся покупателями товаров и потребителями услуг, и как раз кассовый чек служит подтверждением факта оплаты товара, работы или услуги. В случае чего именно кассовый чек позволяет нам отстоять свои права потребителя и получить постпродажное или гарантийное обслуживание.

Но давайте посмотрим на кассовый аппарат с точки зрения владельца бизнеса, его необходимость применения ККТ вряд ли радует, поэтому будем разбираться – можно ли обойтись при приеме наличных денег без контрольно-кассовой техники? А если кассовый аппарат все-таки нужен, то понять — как его выбрать и поставить на учет?

В каких случаях применяют кассовый аппарат?

Необходимость в обязательном порядке применять кассовый аппарат на территории РФ всеми организациями и индивидуальными предпринимателями при проведении наличных денежных расчетов или с использованием платежных карт установлена статьей 2 федерального закона от 22 мая 2003 г. № 54-ФЗ «О применении ККТ».

При этом часто можно наблюдать, как торговля или оказание услуг ведется без ККТ. Неужели все эти предприниматели нарушают закон? Нет, не нарушают, а просто знают о своем праве не применять в некоторых случаях кассовый аппарат при расчете наличными деньгами или платежной картой. И возможностей таких несколько.

Плательщики вмененного налога (организации и индивидуальные предприниматели), а также ИП, работающие на патентной системе налогообложения, имеют право принимать оплату наличными деньгами без использования кассового аппарата (статья 2.1 закона № 54-ФЗ). Если покупатель или клиент потребует для подтверждения факта оплаты документ, то взамен кассового чека надо выдать товарный чек или квитанцию.
Могут не использовать кассовый аппарат организации и индивидуальные предприниматели, независимо от режима налогообложения, если они оказывают услуги населению (статья 2 закона № 54-ФЗ). При этом в обязательном порядке, а не по требованию клиента, надо выдавать бланк строгой отчетности (БСО). Порядок оформления и выдачи БСО приведен в Постановлении Правительства РФ от 6 мая 2008 г. N 359. К примерам бланков строгой отчетности можно отнести транспортные билеты, квитанции, билеты в кино, абонементы, наряд-заказы, талоны, туристические и экскурсионные путевки и др.
Организации и индивидуальные предприниматели в силу специфики деятельности либо особенностей местонахождения могут производить расчеты наличными или платежными картами без применения кассового аппарата при осуществлении следующих видов деятельности:
продажи газет, журналов и сопутствующих товаров в специальных киосках, при этом доля продажи газет и журналов в их товарообороте должна составлять не менее 50 процентов, а ассортимент сопутствующих товаров должен быть утвержден органом местной власти;
продажи проездных билетов и талонов для проезда в городском общественном транспорте;
продажи ценных бумаг и лотерейных билетов;
обеспечения питанием обучающихся и работников образовательных организаций, реализующих основные общеобразовательные программы (то есть, в детских садах и школах);
торговли в киосках мороженым и безалкогольными напитками в розлив;
торговли из цистерн пивом, квасом, молоком, растительным маслом, живой рыбой, керосином, вразвал овощами и бахчевыми культурами;
разносной мелкорозничной торговли продовольственными и непродовольственными товарами;
организации и ИП, находящиеся в отдаленных или труднодоступных местностях (за исключением городов, райцентров, поселков городского типа), указанных в перечне, утвержденном органом местной власти, и др.
Полный список таких видов деятельности смотрите в статье 3 закона № 54-ФЗ.

Предполагалось, что с 2016 года в закон «О ККТ» будут внесены серьезные изменения: переход на онлайн-кассы и обязанность применять кассовый аппарат плательщиками ЕНВД и ПСН. Но, учитывая, что полномасштабное внедрение инновационных касс – процесс технически сложный, предлагаемые изменения будут вводиться постепенно.
На что стоит обратить внимание плательщикам ЕНВД и ИП, работающим на патенте? К розничной торговле на этих режимах не относится реализация продуктов питания и напитков в учреждениях общественного питания. Известны судебные дела, когда организации на ЕНВД, реализовывающие продукты и напитки в учреждениях общепита, были оштрафованы на 30 000 рублей за торговлю без выдачи документов, подтверждающих оплату, потому что считали, что имеют право не использовать кассовый аппарат, как плательщики вмененного налога. Закон приравнивает реализацию в учреждениях общепита к услугам населению, потому каждому клиенту (покупателю) в обязательном порядке надо выдавать БСО или кассовый чек.

Еще один нюанс, который стоит учитывать только организациям на ЕНВД, реализующим алкоголь (за исключением пива) в городских поселениях — они не могут отказаться от применения кассового аппарата. Требование это истекает из пункта 6 статьи 16 Федерального закона от 22.11.1995 № 171-ФЗ.

Штрафы за неприменение ККТ при наличных расчетах, использование кассового аппарата, не соответствующего установленным законом требованиям, а также за нарушение условий регистрации и применения контрольно-кассовой техники составляют:

на граждан, то есть продавца или кассира – от 1 500 до 2 000 рублей;
на должностных лиц, а именно руководителей организации и ИП (согласно ст. 2.4 КоАП РФ индивидуальный предприниматель является при совершении административных правонарушений должностным лицом) — от 3 000 до 4 000 рублей;
на юридических лиц – от 30 000 до 40 000 рублей.
Ответственность за эти нарушения является административной и предусмотрена частью 2 ст. 14.5 КоАП РФ.

Каким должен быть кассовый аппарат?

Далеко не любое печатающее устройство, выдающее чеки, может быть признано кассовым аппаратом для постановки на регистрационный учет в налоговой инспекции. Требования к кассовому аппарату приводятся в статье 4 закона от 22 мая 2003 г. N 54-ФЗ «О ККТ» и в Постановлении Правительства РФ от 23 июля 2007 г. N 470.

Контрольно-кассовая техника должна:

иметь корпус, фискальную память и накопитель фискальной памяти, контрольную ленту и устройство печати кассовых чеков;
обеспечивать энергонезависимое долговременное хранение информации;
фиксировать информацию в фискальной памяти, на кассовом чеке и контрольной ленте;
иметь идентификационный знак, паспорт, знак сервисного обслуживания и марки-пломбы установленного образца;
иметь часы реального времени;
обеспечивать возможность ввода в фискальную память информации при первичной регистрации и перерегистрации в ФНС;
эксплуатироваться в фискальном режиме и блокировать фиксацию информации в фискальной памяти при отсутствии фискального режима;
обеспечиваться техподдержкой поставщика или центра техобслуживания;
модель ККТ должна быть указана в Государственном реестре, утвержденном Приказом Минпрома России № 105 от 06.03.2007.
Государственный реестр контрольно-кассовой техники постоянно изменяется и дополняется, поэтому его актуальную версию надо скачивать с официального сайта ФНС. Кассовый аппарат должен обязательно иметь блок памяти ЭКЛЗ (электронная контрольная лента защищенная), который не позволяет провести несанкционированную коррекцию введенной информации и обеспечивает энергонезависимое долговременное хранение информации. Вся ККТ, указанная в госреестре, имеет ЭКЛЗ.

В государственном реестре, который вы скачаете с сайта ФНС, приводится не только буквенно-цифровое название модели ККТ, но и подробная характеристика тех реквизитов, которые будут напечатаны в кассовом чеке. Набор этих реквизитов отличается по видам деятельности, поэтому при выборе конкретной модели кассового аппарата обращайте внимание на такие указания как «для сферы торговли, сферы услуг», «для торговли, сферы услуг, кроме организаций транспорта, почтовой связи, электросвязи», «в режиме услуг такси», «для использования в составе платежного терминала» и т.д.

Обращаем ваше внимание и на то, что так называемые чекопечатающие машинки (ЧПМ) не признаются кассовым аппаратом для постановки на учет в налоговой инспекции, т.к. у них нет блока памяти ЭКЛЗ. Использовать такие аппараты можно только плательщикам ЕНВД и ПСН, чтобы выдавать покупателю документ, подтверждающий прием денежных средств за приобретаемый товар.
Чек, который выдает ЧПМ, может быть признан товарным (не кассовым), если он содержит следующие сведения:

наименование документа, его порядковый номер и дату его выдачи;
наименование организации или ФИО индивидуального предпринимателя;
ИНН налогоплательщика, выдавшего документ;
наименование и количество оплачиваемых приобретенных товаров (выполненных работ, оказанных услуг);
сумму оплаты, осуществляемой наличными денежными средствами и (или) с использованием платежной карты, в рублях;
должность, фамилию и инициалы лица, выдавшего документ, и его личную подпись.
Выдавать такой товарный чек надо только по требованию покупателя, в отличие от БСО, выдача которого при оказании услуг населению обязательна.

Где купить кассовый аппарат?

Кассовый аппарат не относится к офисной или компьютерной технике, и в обычном магазине его не купишь. Занимаются продажей, ремонтом и техобслуживанием ККТ специальные организации с помпезным статусом «Генеральный поставщик». Утверждает список таких организаций Государственная межведомственная экспертная комиссия по контрольно-кассовым машинам. Генеральные поставщики создают свою сеть продавцов и центров технического обслуживания (ЦТО), которые тоже имеют право на реализацию и техобслуживание кассовых аппаратов.

В лабораториях генеральных поставщиков хранятся эталонные образцы моделей ККТ, включенных в государственный реестр. Если конкретный кассовый аппарат соответствует эталонному образцу, то это подтверждается специальным знаком соответствия – объемной голограммой. Центры технического обслуживания обеспечивают ввод кассового аппарата в эксплуатацию, его техническое обслуживание и ремонт. Без договора с ЦТО налоговая инспекция не поставит ККТ на регистрационный учет.

Стоимость кассового аппарата с ЭКЛЗ начинается примерно от 10 000 рублей, тарифы на обязательное техобслуживание в ЦТО – от 300 рублей в месяц. Кроме того, существенной статьей расходов будет периодическая замена ЭКЛЗ. Менять этот блок надо при его переполнении, а также каждый год, независимо от степени заполнения фискальной памяти. Обойдется замена ЭКЛЗ в сумму более 6 000 рублей.

Можно купить не новый кассовый аппарат, а уже бывший в использовании, что обойдется дешевле. Такую продажу проводят через ЦТО, аппарат должен быть снят в налоговой инспекции с учета у бывшего владельца. При такой покупке обязательно проводится замена ЭКЛЗ, даже если блок памяти не заполнен и прошло меньше года с его замены. Общий срок эксплуатации кассового аппарата не должен превышать 7 лет, поэтому надо учитывать срок его предыдущей работы.

Регистрация кассового аппарата

Регистрацию ККТ регулирует специальный Административный регламент, утвержденный приказом Минфина от 29.06.2012 № 94н. В приложении № 2 к этому регламенту приводится блок-схема предоставления государственной услуги по регистрации, перерегистрации и снятию с учета кассового аппарата. Блок-схема, представленная ниже, увеличивается по нажатию.

Индивидуальные предприниматели регистрируют кассовый аппарат в налоговой инспекции по месту своей прописки, а организации – по юридическому адресу. Если кассовый аппарат будет находиться не по юридическому адресу организации, то придется создавать обособленное подразделение по месту торговли или оказания услуг, по этому адресу и будет проходить регистрация ККТ.

В случаях, когда у организации несколько обособленных подразделений (например, магазинов), подведомственных разным налоговым инспекциям, но находящихся в одном муниципальном образовании, все кассовые аппараты можно регистрировать в одной налоговой инспекции по выбору налогоплательщика.

Документы для регистрации ККТ подаются согласно перечню, приведенному в статье 25 Административного регламента:

а) заявление по форме, утвержденной приказом ФНС России от 9 апреля 2008 г. № ММ-3-2/152@);

б) паспорт контрольно-кассовой техники;

в) договор о технической поддержке, заключенный с поставщиком или центром технического обслуживания (ЦТО), уполномоченным поставщиком на осуществление технической поддержки регистрируемой модели контрольно-кассовой техники.

Этот перечень является исчерпывающим, но на практике в налоговой инспекции могут дополнительно запросить еще ряд документов, например, таких как:

договор аренды помещения, где будет стоять кассовый аппарат, или свидетельство о регистрации права на помещение, если оно в собственности;
журнал кассира-операциониста по форме КМ-4;
журнал учета вызова технических специалистов по форме КМ-8;
документы, подтверждающие факт покупки кассового аппарата.
Эти требования можно оспаривать, но можно и захватить с собой эти документы. И, конечно, если кассовый аппарат регистрирует не лично индивидуальный предприниматель или руководитель организации, то понадобится доверенность на осуществление регистрационных действий. После принятия документов налоговый инспектор согласовывает дату, время и место осмотра кассового аппарата, и если он громоздкий, то вполне возможен выезд на место нахождения ККТ.

Осмотр и проверка кассового аппарата проводится работником налоговой инспекции в присутствии представителя налогоплательщика (ИП, руководитель организации или доверенное лицо) и специалиста ЦТО. Налоговый инспектор проверяет данные налогоплательщика, которые работник ЦТО вводит в кассовый аппарат. Кассовый чек должен содержать обязательные реквизиты, такие как ФИО индивидуального предпринимателя (наименование организации), ИНН, заводской номер аппарата, дату, время и стоимость покупки, порядковый номер чека.

Далее происходит фискализация кассового аппарата, то есть перевод его в фискальный режим работы. Сотрудник налоговой инспекции вводит специальный цифровой код, который защищает фискальную память от взлома, после чего специалист ЦТО устанавливает пломбу на кассовый аппарат. Налоговый инспектор должен убедиться в исправности ККТ, затем регистрирует аппарат в книге учета, делает отметки в паспорте и ученом талоне, заверяет журнал кассира-операциониста и выдает карточку регистрации ККТ. Кассовый аппарат готов к работе, и его можно эксплуатировать.

В каких случаях может потребоваться перерегистрация кассового аппарата? Эти основания приводятся в п. 75 Административного регламента:

замена фискальной памяти или накопителя фискальной памяти (ЭКЛЗ);
смены адреса места установки кассового аппарата;
изменения ФИО индивидуального предпринимателя или наименования организации;
смены ЦТО.
Для перерегистрации ККТ надо обратиться в налоговую инспекцию, где стоит на учете кассовый аппарат, с заявлением по форме, утвержденной приказом ФНС России от 09.04.2008 № ММ-3-2/152@, паспортом ККТ и карточкой его регистрации. При замене ЭКЛЗ надо приложить к этим документам еще и заключение ЦТО (при наличии).

Перерегистрация ККТ производится при личном осмотре аппарата налоговым инспектором на предмет исправности, целостности корпуса, наличии пломб и знака «Сервисное обслуживание». Так же, как и при первичной регистрации, необходимо присутствие специалиста ЦТО и налогоплательщика. Отметки о перерегистрации вносятся в паспорт и учетный талон кассового аппарата.

Эксперимент по передаче данных ККТ в режиме реального времени

Наверняка многие уже слышали о том, что был предложен законопроект, согласно которому все кассовые аппараты должны быть оснащены функцией передачи информации в налоговые органы через Интернет в режиме реального времени. Ссылаясь на зарубежный опыт, налоговики утверждают, что такой подход будет на пользу всем: налогоплательщикам, государству и покупателям.

Регистрация ККТ будет происходить в электронном виде, будет отменена ежегодная перерегистрация касс, сократится число налоговых проверок, которые станут точечными, исходя из того, насколько передаваемые данные о продажах соответствуют средним. Для передачи

Вы можете оставить комментарий, или ссылку на Ваш сайт.

Оставить комментарий